Крым Россия
навсегда

Рождённый воссоединением

текст: Валерий Чекалин

С Крымской весной в обиход жителей полуострова и материковой части России прочно вошло немало мемов — культовых выражений, связанных с этим историческим  событием. Ко второй годовщине воссоединения полуострова с Россией «Крымский журнал» подготовил краткий обзор топ-мемов, брендов и хештегов, ставших популярными начиная с марта 2014 года.

Крым пошёл в семьи

Как только родители не называют своих новорождённых чад, пытаясь выбрать оригинальное имя. Салат Латук, Авиадиспетчер, Луналика, Радость, Виагра, Граф, Князь и даже Люцифер — далеко не полный перечень, мягко говоря, необычных имён, которыми иногда «награждают» своих детей родители. В этом свете традиция давать имена младенцам в честь значимых исторических событий представляется уже не такой необычной. И то, что в некоторых российских семьях новорождённые стали получать имена в честь Крымской весны, было вполне ожидаемо.

В 2014 году, спустя несколько месяцев после вхождения полуострова в состав России, в Татарстане появилась девочка по имени Феодосия. Желание назвать дочь в честь крымского города исходила от отца ребёнка, вдохновлённого событиями Крымской весны. Сотрудники местного управления ЗАГСа решение родителей восприняли спокойно и с пониманием. Тем более что такое имя вполне обычное для греков. В переводе с греческого Феодосия — «Богом данная».

А 20 марта прошлого года, когда страна праздновала годовщину исторического воссоединения, сотрудники беби-бокса при детской краевой больнице в Ставрополье обнаружили младенца-подкидыша. Малышу было меньше суток от роду. Обследование показало, что ребёнок здоров и чувствует себя хорошо. Работники больницы окрестили мальчика Владимиром Крымовым. Не трудно догадаться, в честь кого и какого события младенцу решили дать такие имя и фамилию.

«История Крыма — это история воссоединения и обретения своей семьи. И ребёнок, который был брошен, тем не менее является полноценным гражданином России. Мы верим, что малыш найдёт семью и обретёт потерянный дом», — сообщила по этому поводу пресс-служба губернатора региона.

Уже в августе 2015-го управление ЗАГСа Ленинского района Екатеринбурга зарегистрировало новорождённого мальчика под именем Крым Александрович. А семейная пара из Москвы назвала сына Севастополем — в честь событий Крымской весны и воссоединения полуострова с Россией.

В марте прошлого года в топ популярных тем социальной сети Twitter попали сразу два «крымских» хештега:
#КрымПутьНаРодину и  #ВозвращениеВРоднуюГавань. Росту популярности этих хештегов поспособствовали пользователи, поддержива­ющие итоги Крымской весны. Они массово публиковали фотографии с видами Крыма и поздравления крымчан с воссоединением с Россией. Таким оригинальным образом они решили отметить годовщину вхождения Крыма в состав РФ.

«Вежливые» деньги

Пожалуй, один из самых популярных и знаковых мемов Крымской весны — «вежливые люди» — получил широкое распространение и после событий февраля-марта 2014 года. Продолжателем истории всем известного образа стали находчивые предприниматели. Они решили использовать мем в маркетинговых целях — для расширения своей клиентской базы.

В 2014 году по всей России под брендом «Вежливые люди» было зарегистрировано около десятка коммерческих структур, в основном в Москве и Севастополе. Сфера деятельности самая разнообразная — от частной охраны и операций с недвижимостью до торговли текстилем и галантереей. А в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Иваново, например, под вывеской «Вежливые люди» работают кафе.

Но самыми популярными у россиян, безусловно, стали футболки с логотипом «Вежливые люди» и соответствующими изображениями. Заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент подали несколько фирм. Однако руководители ОАО «Военторг» — дочерней компании Минобороны России — заявили, что этот бренд принадлежит исключительно им.

«Мы были первыми, кто запустил в продажу футболки с изображением Верховного главнокомандующего, мы были первыми, кто запатентовал и использовал словосочетание «Вежливые люди». Этот бренд по праву принадлежит Военторгу», — заявил агентству ТАСС генеральный директор компании Владимир Павлов.

Восьмого мая 2014 года, ко Дню Победы, Мин­обороны РФ начало массовую продажу футболок брендов «Вежливые люди» и «Армия России». Тем не менее в Крыму одежду с соответствующими принтами продают повсеместно — от вещевых рынков до набережных крымских курортов.

Депутат Государственного совета Республики Крым Валерий Аксёнов и другие крымские парламентарии такое положение дел считают недопустимым. «Превращать патриотизм в коммерцию неприемлемо», — заявил Валерий Николаевич и в подтверждение своих слов вместе с коллегами по Госсовету инициировал установку памятника «вежливым людям».

Презентация будущего монумента состо­ялась в декабре прошлого года. Памятник установят в сквере Республики крымской столицы, напротив здания парламента. Композиция монумента изображает реальное событие: мужчина в военной форме передаёт маленькой девочке кота, которого он только что снял с высокого дерева. Аналогичный памятник, но только без изображения девочки, уже открылся в городе Белогорске Амурской области в мае 2015 года.

От «КрымНаша» до «МЕГАваттников»

#КрымНаш

Самый популярный в Сети по итогам 2014 года хештег #КрымНаш стал одним из символов Крымской весны, явился выраженной в одном слове квинт­эссенцией торжества, чувства гордости и пат­­­­­риотизма за воссоединение полуострова с Россией. Впоследствии под мемом «КрымНаш» стали подразумевать подавляющее большинство россиян, поддерживающих современную государственную политику РФ и руководство страны во главе с президентом Владимиром Путиным. «Крымнашисты» — так окрестили этих людей их политические оппоненты. А тэг #КрымНаш противники воссоединения полуострова с Россией стали исполь­зовать в уничижительном, злорадном контексте: мол, рубль дешевеет, цены растут, зато «КрымНаш». Но сторонники Крымской весны и её итогов не обращают на это особого внимания. Как показывают соцопросы, подавляющее большинство россиян, не говоря уже о жителях полуострова, продолжают безоговорочно поддерживать результаты мартовского референдума 2014-го.

#ЖдёмМост

Впечатляющий проморолик о строительстве моста через Керченский пролив появился в Сети в ок­тябре прошлого года. В завершение видео демонстрируется хештег #ЖдёмМост. Вскоре он начал набирать стремительную популярность, что подчёркивает чрезвычайную важность этого масштабного строительства, окончания которого с нетерпением ждут миллионы россиян, и в первую очередь сами крымчане. Общая протяжённость моста — 19 километ­ров, высота — 35 мет­ров, четыре полосы движения автомобилей, два железнодорожных пути, 47 пар поездов и 40 тысяч автомобилей в сутки, 16 миллионов пассажиров и 13 миллионов тонн грузов в год. Чего уж там говорить, грандиозная стройка!

#СветНаш

#СветНаш — хештег, производный от вышеупомянутого бренда #КрымНаш. Своему появлению обязан прорывом энергоблокады, которую устроили полуострову украинские экстремисты 22 нояб­ря минувшего года. А одним из первых в социальных сетях его применил глава республики Сергей Аксёнов. Запуск первой цепи энергомоста из Тамани в Крым лично президентом страны Владимиром Путиным 2 декабря вернул свет в дома крымчан, пусть и не в необходимых полуострову объёмах, воодушевил местное население, а крымских пользователей соцсетей вдохновил на ещё один самоироничный хештег — #МЕГАваттники. Под этими двумя хештегами в Сети публикуются соответствующие текстовые, фото- и видеоматериалы, связанные с энергообеспечением Крыма.

#КрымРоссияНавсегда

Автором данного хеш­тега также яв­ляется Сер­гей Аксёнов. Руководитель региона приурочил запуск хештега #КрымРоссияНавсегда в соцсетях к 25-летней годовщине воссоздания Крымской автономии в составе союзного государства. Сам хештег, по словам автора, должен стать ответом на политику ряда соцсетей, позиционирующих Крымский полуостров как часть Украины. Глава РК призвал неравнодушных людей, патриотов Крыма и России использовать хештег #КрымРоссияНавсегда в сообщениях, касающихся Крыма. И призыв был услышан. Хештег стремительно набирает популярность.